Составлен перечень главных научных прорывов 2016 года

Наиболее значимым открытием 2016 года специалисты уверенно называют первое в истории обнаружение гравитационных волн. Это отголоски невероятно масштабных событий во Вселенной, таких, как столкновение чёрных дыр. Теоретически их существование было предсказано Альбертом Эйнштейном в 1916 году, то есть сто лет назад. Волны представляют собой колебания пространства-времени, и с их помощью учёные могут «услышать» события, происходящие столь далеко, что иными способами зафиксировать их невозможно. Волны были зарегистрированы на детекторах Лазерной интерферометрической гравитационно-волновой обсерватории 14 сентября 2015 года, однако подтвердили это открытие и официально объявили о нём учёные лишь в этом году.

В числе других ярких событий в науке с космосом непосредственным образом связано и ещё одно — исследователям удалось найти на орбите ближайшей к нам звезды экзопланету, напоминающую Землю по размерам и расположенную в так называемой зоне обитаемости. На сегодняшний день некоторые специалисты даже допускают, что на обнаруженной планете Проксима b в системе Альфа Центавра может существовать жизнь. Скептики считают, что этому, скорее всего, помешали бы вспышки на красном карлике Проксима Центавра и звёздный ветер, однако оптимисты настаивают, что это может не стать проблемой, если планета обладает подходящими размерами, а также определённым составом атмосферы и достаточно мощным магнитным полем.

Ещё одним прорывом составители перечня сочли первую в истории победу искусственного интеллекта над человеком-профессионалом в игру под названием го. Долгое время считалось, что из-за некоторых особенностей этой игры она требует именно «человеческого» мышления, однако матч между многократным победителем различных турниров Ли Седолем и программой AlphaGo закончилась убедительной победой последней.

Также специалисты отмечают проведённый в этом году эксперимент, в ходе которого из стволовых клеток мышей были в лабораторных условиях получены оплодотворённые яйцеклетки, которые впоследствии стали здоровыми особями. Впоследствии полученные результаты могут принести пользу и людям, считают эксперты. Другим важным прорывом в отчасти схожем направлении эксперты назвали некоторые исследования, посвящённые изучению механизмов старения. В частности, эксперименты на мышах показали, что удаление «изношенных» клеток из организма защищает от возрастных заболеваний.

Составители рейтинга также нашли любопытным исследование, авторы которого восстановили историю расселения Homo Sapiens по Европе, Азии, Америке и Австралии. Собранные данные свидетельствуют в пользу предположения, что почти все люди, живущие за пределами Африки, являются потомками представителей единой крупной «волны миграции» с этого континента, покинувших его около 70 тысяч лет назад.

Внимание специалистов также привлекло исследование, в ходе которого были получены свидетельства, что понимание чужого сознания может быть характерно не только для людей, но и для обезьян.

Помимо этого, учёные отметили разработки в области создания новых белков, создание новых лекарств от гриппа, появление технологии, позволяющей быстро проводить анализ ДНК в самых разнообразных условиях, изобретение сверхтонких и сверхлёгких металинз и так далее.

Science – одно из наиболее престижных на сегодняшний день научных изданий, конкурировать с которым в этом отношении может лишь британский журнал Nature.