Общество

Больше всего россияне любят Николая II и Дзержинского

Эксцентричность исторических и политических пристрастий россиян хорошо иллюстрирует и другая пара лидеров: Ленин с 53% сторонников и… Колчак с сопоставимыми 35%. Правда, еще недавно, в 2005 году, Верховного правителя России (речь о Колчаке, а не о Ленине) «любили» всего 20% россиян. А это заставляет подозревать, что любят не столько Колчака, сколько Хабенского, сыгравшего его в одноименном фильме.

Может, и прочие наши исторические и политические пристрастия определяет не столько история, сколько ее преломление в кинофильмах и телесериалах, а точку зрения на исторический процесс — какое вино мы видели последним: советское или постсоветское? Отсюда и удивительная способность сочетать несочетаемое: взять хотя бы отношение россиян к большевизму и революции, называемой ранее Великой Октябрьской и вдобавок социалистической, а ныне — просто Великой.

Несмотря на миллионы последующих жертв (гражданская война, «большой террор» конца 20-х, 30-х, 40-х и начала 50-х годов, насильственная коллективизация и вызванный ею голод и т.д.), подавляющее большинство — более 61% — называют эту революцию мощным толчком к развитию страны либо даже новой эрой в истории России. При этом к приверженцам идеи «позитивного толчка», помимо вполне ожидаемой группы россиян старше 60 лет, относится и самая молодая, даже превосходя «стариков» по числу сторонников.

Более того. По словам трети россиян, в 1917 году они поддержали бы большевиков, причем, среди возрастной группы 18-24 лет это сделал бы каждый четвертый. Между тем, случись «Великий Октябрь» на глазах тех же самых людей, большинство из них (27%) сделали бы все возможное, чтобы где-то спокойно пересидеть это стихийное бедствие (для сравнения, в 1990 году так поступили бы лишь 13%), а еще 16% тут же рванули бы за рубеж (в 1990-м — 10%). А если прибавить около 30% тех, кто, по их словам, попытался бы подстроиться под любую власть, (большевики называли таких «попутчиками»), то получится уже 72%. Так где же вы, ярые сторонники революции как «великого толчка» и «новой эры»? И где многочисленные сторонники большевиков? Ау!

Любопытно также, что, рассуждая о том, является ли революция злом или благом, о ее плюсах (обновление общества, новый шанс для людей) говорит лишь каждый десятый россиянин, а вот о неизбежных потрясениях и жертвах — каждый четвертый. В целом же 92% россиян убеждены, что новой революции в нашей стране допустить никак нельзя. Воистину, прав классик: умом Россию не понять!

Примечательно также, что на втором месте в шкале политических предпочтений наших людей, правда, с колоссальным отрывом (5%), вслед за большевиками идут… монархисты. Всего же о реставрации монархии в нашей стране мечтает каждый десятый!

Вывод напрашивается сам собой: свою национальную забаву — любовь и интерес к истории в сочетании с повышенной политизированностью — мы умудряемся сочетать с полнейшей кашей в головах. И даже не пытаемся хоть как-то структурировать ее, оставаясь, по определению Грибоедова, «пасынками здравого рассудка». Едины мы в одном: по всем опросам, запрос общества на стабильность заметно перевешивает в нашей стране запрос на перемены. А это значит, что любовь к большевизму, пусть и воспрявшая в последнее время, остается чисто умозрительной.

Источник: mk.ru

Leave a Comment