Общество

Гроссмейстер Сергей Карякин: «Шансов выиграть у робота нет, если только не стать супер роботом»

Сергей Карякин. Фото: Мария Емельянова

С 1 по 5 марта Сергей Карякин принимал участие в Мемориале Таля в Москве: турниру по быстрым шахматам с очень сильным составом. А через несколько дней состоится открытие турнира претендентов — главного для гроссмейстера турнира года.

– Сергей, как думаете, есть ли шанс снова сыграть с Карлсеном?

–Турнир претендентов – страшное испытание. Выиграть его два раза подряд – очень сложно. Но я рассчитываю на это. Иначе, зачем садиться за доску?! Сделаю все, чтобы выйти еще на один матч с Магнусом!

– Как известно, в 2017 году соглашение о поддержке шахмат – Международной шахматной федерации (ФИДЕ) и World Chess – подписала компания по разработке систем защиты от киберугроз «Лаборатория Касперского». В рамках прошлогоднего Московского турнира их защитные решения обеспечивали безопасность всей IT-инфраструктуры. Кроме того, компания Евгения Касперского уже несколько лет выступает спонсором самих шахматистов: российского 20-летнего гроссмейстера и чемпиона мира среди юниоров Михаила Антипова, 12-летнего кандидата в мастера спорта, призера международных турниров Андрея Цветкова.

Такой союз выглядит символично. Насколько глубоко проникли высокие технологии в современные шахматы? Могут ли они определить успех игрока на турнире? Или способности человеческого мозга все еще остаются ключевым фактором успеха в шахматах?

— Действительно, сейчас информационные технологии используются во всех сферах шахматной работы. Это – супертехнологии. И они развиваются с каждым днем.

Взять для примера технологии трансляции шахматных партий в интернете. Сегодня специальные электронные шахматные доски, часы и шахматные фигуры с чипами внутри обеспечивают возможность просмотра шахматной партий в любой точке Земли.

Даже жеребьевка на турнирах сейчас делается с помощью компьютерных программ.

При обучении шахматам также используются специальные интерактивные доски с обучающими шахматными программами. Причём программы рассчитаны на разные уровни обучения.

Профессионалы используют мощные процессоры, чтобы оптимизировать подготовку к партиям. Дело в том, что сейчас мощный компьютер – неотъемлемая часть подготовки профессионального шахматиста: компьютер анализирует шахматные позиции с безумной скоростью, разумеется, быстрее человека и эффективнее.

Но задачу компьютеру ставит именно человек, а это значит, что человек по-прежнему руководит действиями машины.

Евгений Касперский и Сергей Карякин. Е. Касперский: «Шахматы — увлекательная логическая игра, которую сейчас сложно представить без компьютерных технологий, специальных программ и баз данных. Но, в конечном счете, это интеллектуальное состязание. Именно этот факт делает эту игру напряженной и непредсказуемой. За это мы ее и любим!». Фото: пресс-служба «Лаборатория Касперского»

– Получается, для успеха в современных шахматах необходим симбиоз искусственного интеллекта и высоких интеллектуальных способностей человека. То есть шахматисты в определенной степени тоже могут быть причислены к киберспортсменам. А приходилось вам сталкиваться во время тренировок с какими-то киберугрозами, например, шпионажем?  

— Пока такого не было и, надеюсь, что не будет. Но случиться может всякое, поэтому ощущение, что рядом со мной есть профессионалы по информационной безопасности – придает уверенности (улыбается). С таким товарищем ничего в мире компьютеров не страшно!

– Возвращаясь к подготовке шахматистов, возможно ли научиться хорошей игре только на компьютерном тренажере?

— Нет, необходима практика и живые люди. Пока до этого техника не дошла. Все-таки человек, есть человек.

– С кем сложнее играть: с компьютером или с реальным гроссмейстером?

— С компьютером играть просто невозможно. Шансов на победу нет. Просто нет. Еще можно сыграть вничью, поймав форсированный вариант, но это тоже маловероятно.

– Знаете ли вы секрет, как выиграть у робота?

— Стать роботом самому. Причем более сильным.

– Интересно, после поединка с Магнусом Карлсеном значительно выросли ваши заработки вне шахматных турниров?

– Это идет периодами. Я не жалуюсь, но всегда есть, к чему стремиться. В какой-то момент у меня было восемь спонсоров – рекорд для спортсменов в России. Но каждый раз игрой нужно доказывать, что ты интересен спонсору, в этом плане турнир претендентов очень важен.

– Скоро восьмое марта. Вы следите ли за женскими шахматами? За кого болеете?

– Я стараюсь не упускать ни одного крупного турнира. Больше всех переживаю за свою подругу детства Катю Лагно. Она отличная шахматистка. Вместе со сборной России выиграла все возможные титулы. И в личных соревнованиях играет блестяще.

Получайте короткую вечернюю рассылку лучшего в «МК» — подпишитесь на наш Telegram.

Источник: mk.ru

Leave a Comment