Общество

Инициаторы запретов в Интернете выключили Скайп из-за неудобных вопросов

Интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев.

Депутат от «Единой России» — сын знаменитого «мушкетера» Сергей Боярский — разработал один из самых резонансных и спорных законопроектов, касающийся наказания за «противоправные действия в соцсетях».

«За основу нашей законодательной инициативы взято немецкое законодательство», — начал свой рассказ Боярский, который вышел с нами на связь в мессенджере Скайп.

По его словам, любое «развивающееся в цифровом плане государство должно обращать внимание на возрастающее значение такого глобального информационного пространства, как социальные сети», и выразил надежду на то, что «крупнейшие иностранные операторы откроют в России свои представительства».

Интернет-эксперт Антон Меркуров спросил депутата о том, как он, «не имея никакой компетенции в сфере Интернета», берется инициировать подобные законодательные изменения и не кажется ли ему это не вполне верным.

«Нет, мне так не кажется», — лаконично ответил Боярский.

«У вас в законопроекте написано, что социальной сетью считается та, где есть два миллиона пользователей. Как вы определите это количество, если сама соцсеть вам об этом ничего не скажет?» — поинтересовался исполнительный директор Ассоциации интернет-издателей Владимир Харитонов.

«Им придется это сделать, — выразил уверенность депутат. — Это социально ответственный подход, которого мы от них ждем, и, проведя переговоры, мы сможем добиться определенного результата».

Критический настрой со стороны оппонентов депутату не понравился, он предпочел закончить общение, впрочем, пригласил участников вернуться к нему «в Госдуме осенью».

Однако в том, что они захотят в нем участвовать, есть сомнение.

«Я вам страшную вещь скажу, в ноябре 2017 года ничего не произойдет. Эти законы нереализуемы, я не знаю, как даже профессиональный человек может по существу их прокомментировать. Это бред сивой кобылы», — заявил Антон Меркуров.

По существу мы попросили высказаться интернет-омбудсмена Дмитрия Мариничева, такая уж у него работа. Но и он не взялся детально разобрать новые законы.

«По степени ретроградности и отсталости их нельзя ни с чем сравнить, — возмутился Мариничев. — То, что последние инициативы идут под лозунгом защиты от терроризма и недопущения «слезы ребенка», — факт, но никакой законодательной базы для этого нет, статистики не предъявлено, и самое разумное для экспертного сообщества — перестать комментировать эти инициативы, чтобы не давать депутатам вносить в них хоть какие-то изменения. Пусть принимаются и исполняются в том виде, в котором они себе это придумали, тогда дурь каждого будет видна избирателям».

На помощь пришел Владимир Харитонов. Он перечислил ряд несостыковок и провальных мест законопроектов. В частности, закон о запрете анонимайзеров написан таким образом, что VPN в России вообще вне закона. Поскольку, чтобы компании пользовались VPN, они должны состоять в трудовых отношениях с их владельцами, а владельцев как юридических лиц зачастую не существует. А закон о мессенджерах вводит это понятие настолько размыто, что в «мессенджеры» записываются и все серверы электронной почты.

На связь, также по Скайпу, вышел заместитель председателя Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Ющенко.

«Есть Уголовный кодекс, Конституция, зачем вводить еще какие-то ограничения?» — спросили мы его.

«Законодательная база всегда будет догоняющей», — признался депутат. Он отметил, что о мессенджерах в УК ничего не сказано, хотя ими пользуются повсеместно. Теперь же законом вводится понятие о том, что такое мессенджер, и то, как они должны работать в России.

«Я вас вижу благодаря мессенджеру, — справедливо заметил Харитонов. — Что будет со Скайпом? Вы требуете, чтобы мессенджеры, которые работают без всякой идентификации по телефону, взяли и ее ввели, потому что, как вам кажется, таким образом можно будет провести идентификацию всех пользователей и отловить каких-то террористов?»

«То, что вы провозгласили, — это ваш поток сознания, — парировал депутат. — Мы проводили заседания комитета, на которые приглашали в том числе и технических представителей отрасли, да, были спорные вопросы, но все готовы работать».

Вопрос о том, почему новые инициативы подводятся под европейское законодательство, согласно которому и сим-карту можно порой купить без паспорта, депутат не ответил и отключил Скайп. Пока что только свой, персональный.

Читайте материал «Политолог Валерий Соловей назвал срок полной изоляции российского интернета»

Депутат Сергей Боярский участвует в круглом столе виртуально.

Источник: mk.ru

Leave a Comment