Общество

Израиль прирастает «Европой»

Набирающий силу исламистский радикализм в западноевропейских странах и, как следствие, увеличение антисемитских акций, включая убийства, заставляют тамошних евреев покидать государства, в которых веками проживали значительные еврейские общины. Прежде всего речь идет о таких недавно еще «флагманах демократии», как Франция, Великобритания, Италия, Бельгия, Германия.

Так, Францию, еврейская община которой считается самой большой в Европе, ежегодно покидают тысячи евреев. Если недавно во Французской Республике проживало 850 тысяч евреев, то сегодня около полумиллиона. В 2014 году из 26,5 тысячи человек, репатриировавшихся в Израиль, 6,7 тысячи были выходцами из Франции. Важно заметить, что это количество новоприбывших «французов» оказалось вдвое больше, чем в 2013 году. Впервые в истории еврейского государства прошлогодние репатрианты из Франции составили самую большую долю «алии», то есть новоиспеченных израильских граждан. Кстати, «алия» из Украины в прошлом году, увеличившись по сравнению с 2013 годом на 154 процента, тем не менее не превысила 5700 человек. Из России на Святую землю в том же году переехали 4500 евреев и членов их семей.

Однако именно «алия» из Западной Европы увеличилась в прошлом году на 88 процентов. Если перевести проценты на конкретные цифры, то в 2014 году 8640 «западноевропейцев» по сравнению с 4600 в 2013-м стали израильтянами. После французской «алии» на втором месте по количеству репатриантов следует британская — 620 «англичан» в прошлом году по сравнению с 520 в предыдущим получили израильское гражданство. Из Италии, оказавшейся на третьем месте по количеству репатриировавшихся в Израиль, выехало 340 человек, что ровно в два раза больше, чем в 2013 году. «Алия» из Бельгии в 2014 году увеличилась на 25 процентов и составила 240 евреев и членов их семей. Из Германии на постоянное жительство в Израиль перебрались 120 человек против 71 в 2013 году.

Но репатриация из Франции продолжает бить все рекорды. За неполных два месяца нынешнего 2015 года население Израиля увеличилось на 453 «француза». Несомненная «разношерстность» «алии» по странам исхода затрудняет и по сути делает невозможным создание «мононациональных» «пакетов» помощи выходцам из тех или иных стран. На этапах подготовки к репатриации еще в странах исхода СОХНУТ — Еврейское агентство, которое и занимается всем комплексом переезда потенциальных репатриантов на Землю обетованную, предлагает различные программы, но, разумеется, не в зависимости от стран исхода или родного языка.

Программы предлагаются репатриантам тех или иных профессий с целью более или менее безболезненной абсорбции, нахождения работы и покупки или аренды квартиры. Специальные программы разработаны для студентов и рабочей молодежи. Замечу, что израильским гражданством репатриант наделяется прямо в аэропорту в отделении министерства абсорбции (МА), которое работает круглосуточно. Новому гражданину ежемесячно на его счет МА в течение полугода переводит 2930 шекелей (более 800 долларов). Одновременно в течение года переводится также 970 шекелей, именуемые «квартирными». Пенсионерам «квартирные» выплачиваются пожизненно. Одновременно непосредственно в аэропорту новоприбывший получает 1250 шекелей наличными. Новым репатриантам, имеющим право на различные скидки и привилегии, считается гражданин в первые десять лет проживания в еврейском государстве.

Старший советник МА Анатолий Зельдин (кстати, уроженец Ленинграда) в беседе с корреспондентом «РГ» заметил, что «хотя между выходцами из разных стран его ведомство не делает различий и относится ко всем одинаково, в связи с переездом в Израиль значительного количества «французов» увеличилось и количество призванных волонтеров, владеющих французским языком и помогающих франкоязычным репатриантам абсорбироваться в новой стране». Все политические силы Израиля, за исключением арабских партий, относятся к репатриации весьма положительно. И опять же никаким репатриантам не отдается предпочтение.

Интересно, что на французских евреев уже сделали заявки 200 кибуцев, пригласив их к себе в рамках программы «Первый дом на Родине». Вероятно, лидеры кибуцкого движения посчитали евреев Пятой республики, во главе которой стоит президент-социалист, склонными к социальным экспериментам. На самом же деле большинство прибывших в Израиль «французов» — вполне обеспеченные «буржуа» с высшим образованием. Да и среди других «европейцев», переехавших или подумывающих о переезде в Израиль, также немало обладателей университетских дипломов и кругленьких сумм на банковских счетах. Владельцы строительных компаний внимательно анализируют спрос прибывающих «европейцев» на жилье. Наибольшей популярностью у всех переселенцев пользуются Иерусалим, Тель-Авив, Хайфа.

Однако у выходцев из общин Старого Света имеются и предпочтения. Так, «французы» предпочитают селиться в средиземноморских Нетании, Ашдоде и Иерусалиме, а «англичане» и англоязычные в целом — в Ранаане, в Кфар-Сабе и тоже в Иерусалиме. В этих городах сформировались соответствующие общины. Правда, иудейские ортодоксы и ультраортодоксы, независимо от места рождения в Старом или Новом Свете, сразу же направляются в Иерусалим или в города со значительным религиозным населением.

Несомненно, нынешняя западноевропейская репатриация окажет существенное влияние на экономическую и инвестиционную политику еврейского государства. Согласно статистике, в прежние годы очень богатыми «французами» приобреталось в основном элитное жилье, чаще всего для инвестиций. В последние месяцы квартиры в массовом порядке покупаются для проживания. Наибольшим спросом пользуются 3-4-комнатные квартиры в обычных районах, стоимостью полтора-два миллиона шекелей.

Только «алия» прошлого года подарила Израилю 2 500 инженеров и специалистов по техническим отраслям, около тысячи врачей, 500 представителей среднего медицинского персонала, 600 спортсменов. Немало приехало художников, актеров, а также людей рабочих специальностей. Как отмечает израильское экономическое издание «Глобс», выходцы из Франции предпочитают пассивные, а не активные инвестиции. Иначе говоря, «французы» скупают в основном недвижимость или очень стабильные предприятия, связанные с туризмом, избегая более рисковых вложений, к которым относятся, например, вложения в многочисленные местные стартапы. Но и простые люди находят свое место на Земле обетованной. Три года назад они покинули родной Париж и оказались в Квебеке, франкоязычной провинции Канады. Но прожив там полтора года, перебрались в Нетанию.

Не совсем обычна судьба переезда в Израиль семьи Клода и Розы Харари. В беседе с «РГ» Клод, католик по вероисповеданию и учитель истории по профессии, так объясняет «странствования» своей семьи: «Моя жена еврейка, и наши дети учились в Париже в еврейской школе, которую они намеревались и закончить. Однако однажды их прямо на улице избили какие-то подонки, выкрикивавшие антисемитские лозунги. Мы почти немедленно уехали в Канаду, но там нет широких эмигрантских программ и устроиться по специальности ни я, ни моя жена, медицинская сестра, не смогли. В Израиле после изучения иврита в ульпане мы закончили соответствующие курсы и работаем по специальности»

Если «русская» «алия» конца 80-х — начала 90-х годов не только подняла уровень экономики и развития фундаментальных и прикладных наук в стране, но и значительно повлияла на политику, сформировав даже свою репатриантскую партию, то, например, от «французов» подобного ожидать трудно. За всю историю Израиля только один «француз», а именно миллиардер Шмуэль (Сами) Флатто-Шарон сумел пробиться в кнессет. В 1977-1971 годах в высшем законодательном органе Израиля он представлял созданную им же партию «Мир и развитие». Однако у Флатто-Шарона не могло быть серьезных политических амбиций, потому что по подозрению в финансовых операциях он преследовался французским судом. Да и «французом» он был условным, ибо родился в Польше в 1930 году.

Что же касается политической активности «русских», то, по всей видимости, дело в традиции. Первые переселенцы на территорию Палестины, которой тогда владели турки, а потом англичане, почти сплошь представляли русскую алию. Они и создавали политические структуры в стране.

Возраст почти половины репатриировавшихся в прошлом году не превышает 34 лет. Из Франции приехал и самый пожилой репатриант. Ему — 104 года. В таком возрасте, согласитесь, страну проживания меняют по очень веским причинам.

 

Захар Гельман

Источник: rg.ru

Leave a Comment