Общество

Как сделать Крым российским?

На днях бывший президент Украины Виктор Янукович сделал трэшовое заявление – назвал присоединение Крыма к России «трагедией, которой не произошло бы, будь он президентом». Он пояснил свои слова: «то, что там происходит, это очень плохо».

Надо признать, что Крым вообще является одним из основных источников трэшовых новостей в моей ленте. Сейчас набирает обороты скандал с Обществом защиты прав потребителей, которое опубликовало на своём сайте рекомендации российским гражданам, желающим посетить полуостров. В них отмечается, что Крым с точки зрения международного права имеет статус «оккупированной территории» и что для поездки туда нужно получать разрешение украинских властей, иначе она будет считаться нарушением закона и cможет повлечь ответственность – вплоть до уголовной. Неcложно догадаться, что сайт общества уже заблокировали. Впрочем, черт с рекомендациями, адовых новостей с полуострова хватает и без них – достаточно вспомнить знаменитое освящение медицинских халатов… Медицинских халатов, Карл!

Весь этот поток новостей из категории «больше ада» делает Крым действительно проблемным регионом – с точки зрения его восприятия в головах рядовых потребителей – граждан России. Информационный фон вокруг полуострова реально оставляет желать лучшего. Интересно, какой процент тех, кто читает сейчас этот пост, знает, что в Крыму сроком на 25 лет создана особая экономическая зона, на территории которой действует режим льготного налогообложения и свободной таможенной зоны? Думаю, цифра оказалась бы низкой. И это неудивительно, ведь трэшовые новости имеют свойство распространяться со скоростью космической ракеты – это знает любой абитуриент провинциального журфака.

В общем, Крыму надо серьёзно работать со своим имиджем. В нашей истории есть один «кейс», с которого Крым теоретически мог бы взять пример – это история ребрендинга Калининграда. После того, как в результате Второй мировой этот город был присоединён к СССР, перед советскими властями встала задача «окончательно решить немецкий вопрос» — сделать так, чтобы город раз и навсегда перестал ассоциироваться с Восточной Пруссией. Среди принятых ими мер можно назвать тотальное игнорирование сохранности немецкого культурного наследия. «Старый город лежит в развалинах. Нет надобности восстанавливать его таким, каким он был: тесным и грязным. Вместо него будет построен новый, социалистический город, с широкими прямыми улицами… Недалеко то время, когда наш Калининград станет одним из городов великой социалистической державы», — это строки изстатьи, опубликованной в газете «Калининградская правда» в 1953 году.

Конечно, я не предлагаю сносить в Крыму все здания, построенные с 1991 по 2014 год. Общая идея понятна – сейчас необходимо изучить наш исторический опыт, чтобы выбрать наиболее оптимальные сценарии предстоящего ребрендинга. Впрочем, можно обратить внимание и на проекты, которые реализуются в наши дни. Здесь возникает логичный вопрос: как вообще обстоят дела с территориальным брендингом в России?

На мой взгляд, общий диагноз таков – все достаточно уныло. Нет, конечно, есть и удачные примеры – так, осенью состоялась презентация территориального бренда «Наследие Татарстана». А на днях стало известно, что Татарстан возглавил Национальный рейтинг инвестиционного климата субъектов РФ. Конечно, эти два события связаны между собой – ведь формирование имиджа Татарстана как открытой, готовой к диалогу и реализации масштабных проектов республики неизбежно влияет на восприятие субъекта ведущими представителями деловой элиты.

Но, несмотря на отдельные успешные кампании, общая картинка достаточно неприглядная. Вот вам пару примеров.

Это официальный логотип Омской области – медвежья лапа с елями вместо когтей. За свой «многомесячный труд» автор сего «творчества» получил 500 000 рублей. В целом на создание «концепции бренда» региональные власти потратили 12 млн рублей.

А вот пример бренда Алтайского края, который «разрабатывали и утверждали больше года». На мой взгляд, отвратительно:

И вот на это унылое **** тратятся десятки миллионов рублей налогоплательщиков. Меня это убивает. Конечно, не все заказчики любят халтуру. Мне кажется, что в ближайшем будущем мы с вами станем свидетелями появления новых, действительно оригинальных проектов – например, что-то интересное может придумать Москва, учитывая политику, в последние годы проводимую ее властями. Вообще не может не радовать наметившийся тренд – развивать проекты по ребрендингу отдельных регионов, что пока явно продуктивнее создания абстрактного имиджа всей России в целом. «Мы переживаем исторический момент. Руководители начинают понимать, что для стратегического позиционирования необходимо говорить с мировым сообществом на современном и понятном вербальном и визуальном языке», — отмечает эксперт по брендингу Григор Бадалян.

Хотелось бы, чтобы к негласному федеральному соревнованию на лучший бренд подтягивались и остальные субъекты (Иркутская область, Ленинградская область, Республика Карелия и др.), которые либо предпочитают тратить деньги на откровенное говно, либо вовсе не задумываются о необходимости вкладывать средства в территориальные брендинг. Пример Татарстана наглядно иллюстрирует, что ребрендинг — это не просто blah-blah-blah, а более чем эффективный инструмент развития региона, в том числе и привлечения в него денег. Кроме того, в мире существует много успешных примеров, где региональные бренды синергируют с имиджем страны, а иногда и становятся его основой. В масштабах России фрагментарный подход в брендировании страны более эффективен. Не национальную же идею вымучивать, с этим даже Вавилен Татарский не справился в известной книжке. 

 

Источник: k-podolsky.livejournal.com

Leave a Comment