Fake news? Разумеется. Но мораль сей басни основана на реальных событиях: чем считать трудиться обиды, нанесенные национальной гордости комедией «Смерть Сталина», не худо бы, господа, оборотиться на самих себя.
Только не надо воспринимать это как призыв запретить заодно «Ржевского…» и все прочие наши насмешки над закордонными историческими персонажами. Подобных «пасквилей», поверьте, немало.
Да и над своими мы, признаться, смеемся много и охотно. И это абсолютно нормально: человечеству, как известно, свойственно смеясь расставаться со своим прошлым.
Точнее — смеялись до сих пор. Ведь если со столь же строгими требованиями, которые бдительные деятели культуры и политики предъявляют к «Смерти Сталина», подходить к отечественному кино- и прочему искусству, то будет не до смеха. Под запрет в этом случае подпадет очень многое. Скажем для примера, что у знаменитого романа Войновича «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» и его киноверсий шансы пройти бескомпромиссную патриотическую цензуру равны нулю.
Да что там Чонкин! Не факт, что уцелеет даже «Иван Васильевич меняет профессию». Невинный лишь на первый, не вооруженный обидой за державу взгляд. Претензий к шедевру Леонида Гайдая можно при желании предъявить много. Где историческая достоверность, где уважение к руководителю государства? Человеку памятники ставят, а с телеэкрана вновь и вновь несется: «Казань брал, Астрахань брал, Шпака — не брал!» Глумление, пасквиль, насмешка над прошлым! А бесовские пляски в священных стенах Кремля? «Танцуют», видите, ли «все»! Не с участников ли сего флешмоба брали пример курсанты Ульяновского института гражданской авиации, надругавшиеся, по версии своего начальства, над форменными фуражками?
Ну а про зарубежный кинематограф и говорить нечего: сплошное надругательство над святынями. Не всегда, конечно, над нашими. Но мы ведь не только ради себя хлопочем — мы ведь в принципе за историческую правду, не так ли? И стало быть — долой с экранов «Астерикса и Обеликса», «Четверо против кардинала», «Фанфана-тюльпана»! Ну а создателей «Бесславных ублюдков» вообще можно привлечь к уголовной ответственности за «отрицание фактов, установленных приговором Международного военного трибунала» (ст. 354.1 УК РФ): по сюжету фильма Вторая мировая война закончилась еще в 1944 году вследствие успешной операции американских коммандос, уничтоживших одним ударом всю верхушку Третьего рейха.
Вот ведь ирония истории: у светлого образа «вождя народов» и его соратников, которых при их жизни многие считали антихристами — и, учитывая количество уничтоженных ими священников, храмов и прихожан, отнюдь не без основания, — нашлось больше защитников, чем у канонической версии Писания.
Впрочем, можно с уверенностью предсказать, что рано или поздно история совершит новый поворот, и персонажами комедии станут сами нынешние борцы с очернением славного прошлого. Еще одной комедии не в меру строгого режима.
Николай II (Ларс Айдингер) в «Матильде». Фото: кадр из видео
В России появляется все больше «униженных и оскорбленных» различными произведениями искусства. Например, к хору «патриотов», запретивших британскую комедию «Смерть Сталина», присоединился и сын Никиты Хрущева Сергей. Оказывается, он даже послал письмо министру культуры Мединскому с требованием запретить прокат фильма в России (непонятно, почему не в США, где последние 26 лет проживает Сергей Хрущев). А вот «оскорбленная» образом Николая II в «Матильде» депутат Поклонская, наоборот, выступила против запрета британской комедии. А ведь есть еще и вдовы баскетболистов, выступившие против фильма «Движение вверх».
На фото: Никита Хрущев (Стив Бушеми) в «Смерти Сталина». Кадр из видео.
P.S. Вчера вечером в кинотеатре «Пионер» все же состоялся показ скандального фильма — билеты были проданы заранее, и сеанс не стали отменять. Киношникам грозит административная ответственность.
Смотрите фоторепортаж по теме:
Советские лидеры в запрещенном фильме «Смерть Сталина»: образы актеров
28 фото
Лучшее в «МК» — в короткой вечерней рассылке: подпишитесь на наш канал в Telegram
Источник: mk.ru