Общество

Мона Лиза из Орехово-Зуева: женщина увидела на выставке свой портрет

— Удивительная все-таки штука жизнь! Вот так живет человек на свете и не знает, что параллельно живет и его портрет, — недоумевают сотрудники Орехово-зуевского Историко-краеведческого музея. — А случилась эта история 29 сентября. К нам в Выставочный зал пришли три женщины почтенного возраста, чтобы полюбоваться картинами, выставленными к 70-летию основания Орехово-Зуевской художественной мастерской. Походив по залу, они вдруг ахнули и подошли к нам. «Вот она, Модель!» – сказала одна из бабушек, указав на свою подругу. Мы, работники зала, были слегка удивлены, но вскоре, все выяснилось. Большое полотно 101х106 см из запасников музея, выставленное впервые, называется «ПОРТРЕТ ВДОВИНОЙ Р.С. – ПЕРЕДОВОЙ РАБОТНИЦЫ ОКФ Г. ОРЕХОВО-ЗУЕВО». Его автор – художник Александр Васильевич Безруков, член Союза художников СССР. А перед нами стояла именно она — Вдовина Раиса Степановна, с поседевшими волосами, но теми же лучистыми глазами, формой бровей, изгибом рта.

Легендарная Раиса Вдовина – известный в Орехово-Зуеве человек. 43 года она проработала на текстильном комбинате им. Николаевой резчицей ткани и получила за свой труд Орден Ленина. А передовиком производства эта женщина становилась многократно, причем с 1949 года — с того самого времени, как только пришла работать на фабрику. А на пенсию она вышла в 1985 году, хотя даже после этого продолжала работать.

— Никто и никогда не писал моих портретов, — уверила «МК» сама виновница всеобщего переполоха. — Я такая страшная была в молодости, что даже фотографироваться не любила. Хотя в фабричной газете мое фото публиковали достаточно часто. И знаете, звание «Герой труда» мне не дали именно из-за моей внешности. Помню, в 1980 году, когда встал вопрос, кому на производстве давать это звание, моя начальница отвергла мою кандидатуру, сказав: «У нее уже Орден Ленина есть». Я тогда ее прямо спросила: «Что я, мордой не вышла?», и она откровенно ответила: «Да».

По мнению Раисы Степановны, эта картина, вероятно, была написана в 60-е годы, когда она была на пике популярности, и ее фото не сходили с полос фабричной газеты. Однако к ним на производство никогда не приходили художники. И никто не просил написать с нее портрет. Как могло случиться, что она, сама того не ведая, стала музой известного на всю страну художника?

Пролить свет на эту загадочную ситуацию «МК» удалось. Мы нашли коллегу художника Безрукова, который остался единственным живым свидетелем творчества мэтра. Безруков прожил долгую жизнь. Он родился в 1918 году в Орехово-Зуево и умер на своей малой родине в 2000. Он был мастером пейзажей, однако время было такое, что знаменитому живописцу приходилось выполнять заказы партии.

— Чтобы попасть на республиканскую или областную выставку, художникам нужно было обязательно писать портреты передовиков производства, — поделился с «МК» художник Вячеслав Стрючков. — И для живописцев было обычным делом — взять фотографию из газеты и написать с нее портрет. Меня ничуть не удивляет, что Вдовина и Безруков никогда и в глаза друг друга не видели. Если ее фото печаталось в газетах, он мог взять его за основу своей картины.

Но как бы там ни было, спустя долгие годы встреча все-таки состоялась. И Мона Лиза из Орехово-Зуево увидела себя — молодой, веселой девчонкой с черными как смоль волосами. И эту встречу под крышей Исторического музея сотрудники выставочного зала по праву назвали исторической.

Источник: mk.ru

Leave a Comment