Политика

Украинский кризис: миротворцы для Донбасса

Идея ввода миротворческого корпуса на Донбасс высказывается с лета прошлого года. С завидной регулярностью она отвергалась официальным Киевом накануне и в процессе эпичных наступлений правительственных войск. Будь то в июне 2014, в августе 2014 или в январе 2015. После каждого разгрома сил АТО желание спрятаться от донецкого ополчения за частоколом голубых каскок возвращалось и усиливалось. Весной 2015 года потребность в миротворцах подтверждена на высшем уровне исполнительной украинской власти – сначала в виде решения СНБО, затем в форме специального президентского указа. С учетом управляемости Верховной Рады принять парламентскую резолюцию на эту тему куда проще, чем почтить память собственного коллеги Чечетова после его трагичной гибели.

В многочисленных публикациях и заявлениях на тему «Миротворцы для Донбасса» высказано столько взаимопротиворечащих мнений, что методологическая ясность вопросу не помешает.

Прежде всего, ввод миротворческого корпуса крайне желательно выполнить на основе обоюдногосогласия враждующих сторон. Вне зависимости от их международной легитимности, экономической весомости, демократических достижений и т.д. Исключение из этого правила возможны – но тогда международному сообществу предстоит операция по принуждению к миру. С многократно возросшими рисками потерь среди самих миротворцев. В существующих геополитических реальностях международная военная операция на Донбассе вопреки воле Москвы (равно как и вопреки воле Киева) абсолютно исключена. Стало быть, миротворцы должны пользоваться доверием – как украинской власти, так и самопровозглашенных республик Донбасса. Они должны быть приемлемы и для российской власти, и для руководителей ЕС, и для американских кураторов майданного проекта. Уже одно это требование серьезно осложняет реалистичность размещения миротворческой миссии – потому что до размещения миссию необходимо сформировать и согласовать.

Отсюда возникает вопрос персонального состава миротворцев. Киевские власти в категорической форме отрицают возможность участия ВС РФ в данном проекте. Привлечение союзников России по ОДКБ украинскую сторону тоже не устраивает, хотя та же Белоруссия вполне могла бы стать компромиссным вариантом. Достаточно вспомнить географическую локализацию мирных консультаций сентября и февраля, организаторские и медийные усилия белорусского президента, высокую выучку белорусских вооруженных сил, наличие отдельных Сил специального назначения. Для ДНР и ЛНР, напротив, российские миротворцы крайне желательны в качестве гарантов прекращения кровопролития. Белорусские или казахстанские контингенты в таковой роли вполне приемлемы, в том числе при коллективном присутствии в зоне конфликта.

Круг «кандидатов в миротворцы» для украинских властей ограничен странами-членами НАТО. Что ярко демонстрирует шаблонность политического мышления Киева – между прочим, в регулярно проклинаемом советском стиле «Кто не с нами, тот против нас». Исторически и практически в миротворческих миссиях ООН активны именно нейтральные государства, участники Движения Неприсоединения: Индия, Австрия, Бангладеш, Уругвай, Непал, Гана, Филиппины и другие страны. Далекие от верноподданного проамериканизма и единоевропейства любой ценой.

Нет ясности, под чьей эгидой необходимо организовать предполагаемую миротворческую миссию для Донбасса. Потому что кроме очевидного ответа «ООН» украинские власти неоднократно упоминали некую «полицейскую миссию Евросоюза». С одной стороны, это выводит за рамки умиротворяющего контингента US Army. Действительно, к чему бюрократию разводить, 300 инструкторов самой демократической армии мира трудятся на Яворском полигоне Львовской области безо всяких международных мандатов. Объясняют истину «Если враг не сдается, его уничтожают» на звезднополосатый лад. С другой стороны, у Евросоюза нет централизованных полицейских сил. Как и желания их создавать для нужд своего оригинального союзника. Единственный опыт участия ЕС в разделении враждующих сторон – это совместные операции с ООН, НАТО и ОБСЕ в Боснии и Косово. Данные миссии нельзя назвать успешными даже по нормативам украинского Генштаба. В Боснии разгорелась настоящая война после резни в Сребренице, а Косово и вовсе демократически отмежевалось от Сербии вопреки всем обвинениям в сепаратизме.

Функциональные задачи обсуждаемой миссии как минимум изумляют. По мнению украинского президента, миротворцы должны полностью изолировать Донбасс. То есть не только развести враждующих участников от рубежей огневого контакта, но и оцепить периметр самопровозглашенных республик. По мнению украинских властей, с взятия под контроль межгосударственных рубежей и должен начать свою деятельность миротворческий корпус.

Это инновационная идея в деле предотвращения кровопролитных конфликтов. Ее не применяли даже в таких регионах с полной деградацией государственности, как суданский Дарфур или южное Сомали. Еще нигде и никогда поддержание мира не осуществлялось в форме блокады огромной территории. С сильно поврежденной инфраструктурой и с разрушенным жильем, с трудностями в трудоустройстве и лечении, с дефицитом множества товаров, с заблаговременно блокированными социальными выплатами и при этом – с многомиллионным населением. Возникают аналогии с блокировкой Варшавского гетто в 1944 году. По данному аспекту миротворческого вопроса можно проконсультироваться у знатоков истории в руководстве польского МИДа.

Главные надежды украинских властей по поводу ввода миротворцев высказываются на экспертном уровне. От контингента «голубых касок» ожидают прямого участия в гражданской войне на Украине. Многочисленные отставники ВСУ, депутаты, бывшие министры и легионы консультантов вполне откровенны и многословны.

Пока армейско-карательные батальоны приходят в себя после очередного победного разгрома. Пока добровольно загнанные в ВСУ и НГ рекруты проходят подготовку в учебных центрах. Пока украинских военнослужащих с каким-никаким опытом сражений всеми правдами и неправдами огораживают от демобилизации. Пока численность армии не дошла до масштабных 250.000 человек, составив вместе с другими силовыми структурами полмиллиона службистов со штыком и под ружьем. Пока идет восстановление старой техники из колоссальных арсеналов советской эпохи. Пока решаются вопросы снабжения артиллерийскими боеприпасами и пушечными стволами – увы, но свое производство данных компонентов смерти на Украине полностью отсутствует. Пока происходит освоение новейших бронемашин типа Saxson, вместо утилизации прибывших на усиление украинской обороноспособности. Пока организуются другие военные поставки, в том числе действительно полезные и масштабные. Пока у населения еще есть «подкожный жирок», нагулянный в период «антинародной диктатуры» 2010-2013 годов. Пока волонтерское движение не растеряло свой снабженческий энтузиазм на фоне донецких «котлов» и британских особняков для б/у министров обороны.

Киев может попытаться экстренно зализать раны и предпринять очередную авантюру по разгрому Донбасса. А хотя бы через голову миротворцев и пройдя по головам миротворцев. Что поделать, странная аура довлеет над востоком Украины. Соперники и антагонисты Киева «сами себя» обстреливают, расстреливают и сжигают, такая вот боевая аномалия. В Грузии в 2008 году миротворцы натуральным образом «самоуничтожились». Да, одновременно с артиллерийским нападением грузинской армии – совпадения бывают не только в жизни, но и в смерти.

Практические сложности при вводе миротворцев на Донбасс значительны и разноплановы. Для этого потребуется нейтральность миссии и максимально подробная регламентация ее деятельности. Для этого потребуется масштабное финансирование и материально-техническое обеспечение. Для этого потребуется единство позиций на уровне СБ ООН. Для этого потребуется официальный отказ Киева от постоянных обвинений в адрес России — в медийном пространстве Украины именно на борьбе с мифическими российскими нанокогортами броневодолазов строится вся патриотическая риторика и милитаристская пропаганда. Для ввода миротворцев потребуется фактическое признание ДНР и ЛНР, хотя бы для гарантий безопасности персонала миссии.

Для размещения миротворцев на Донбассе потребуется согласие США прекратить преступную АТО и выполнить все пункты Минска-2. В том числе внести серьезные изменения в конституцию Украины и приступить к восстановлению всех разрушений гражданской войны. Разумеется, на базе полного прекращения огня и отвода всех тяжелых вооружений от фактической линии фронта.

Подлинному умиротворению Донбасса и всей Украины помогли бы не мифические миротворцы, а резкое увеличение численности и технических возможностей миссии ОБСЕ. Этому помогли бы не кредитные обещания международных финансовых институтов, а подлинная и адресная помощь нуждающимся регионам. Пока что эта помощь больше похожа на издевательство размером «Наши 30 евроцентов для вашего изобилия».

Увы, западные усилия на украинском направлении связаны с продолжением войны. Начиная от поставок дефективных бронемашин и заканчивая подковерным выделением миллиардных военных кредитов. Начиная от разжигания милитаристской истерики и заканчивая полным игнорированием всех нужд украинского государства, кроме армейских и полицейских. Начиная и заканчивая стойким нежеланием нести ответственность за миражи евроассоциации. Сводя всю восточную политику к ожерелью из старых и новых санкций, которые душат Украину сильнее всех прочих причастных к конфликту сторон.

Разговоры о вводе миротворцев относятся именно к пропагандистским завесам на пути следования караванов с оружием. Пока украинское общество самостоятельно не осознает губительность продолжения войны, смерть и разрушения будут продолжаться. С миротворческими паузами и с прискорбным итогом – не для Донбасса, но для всей Украины. К сожалению, идеи известнейшего военного теоретика точно описывают весь миротворческий камуфляж:

«Война – это путь обмана. Если ты способен, демонстрируй свою неспособность. Перед боем притворись бездеятельным. Если цель далека, изобрази ее близость. Если цель близка, показывай ее недостижимость»

Сунь-цзы сформулировал эти постулаты в VI веке до нашей эры. Когда не существовало самого понятия «миротворец». Зато уже существовал обман как метод военной хитрости, как способ достижения превосходства без избыточного напряжения реальных сил. Как прикажете надеяться на патриотизм, если только в Ивано-Франковской области Украины за уклонение от мобилизации объявлено в розыск несколько тысяч человек?! Приходится ловчить, лукавить и майданить.

Даша Гасанова

Источник: grtribune.ru

Leave a Comment